М.Ю. Тимофеев

РЕКИ В СЕМИОСФЕРЕ НАЦИИ: СЛУЧАЙ РОССИИ

"Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу - самую большую реку в Европе, царицу рек…". Эти часто цитируемые слова А. Дюма приводятся в качестве аргумента в пользу незыблемости символического статуса Волги в семиотическом пространстве России. Действительно, Волга самая большая река Европы (ее длина составляет 3530 км, а площадь бассейна - 1369 тыс. кв. км, что занимает примерно 1/3 площади Русской равнины). Однако, Россия - евроазиатское государство, и Волга (шестнадцатая по длине река в мире) считается по этому показателю пятой в России после Оби с Иртышом (5410 км), Амура с Аргунью (4440 км), Лены (4400 км) и Енисея с Большим Енисеем (4092 км). Кроме этого в нашей стране есть две реки, имеющие особый "столичный" статус - Москва и Нева.
Проблему, к рассмотрению которой мы обратимся, можно сформулировать так - какую роль играют образы и знаки рек в семиосфере наций, каким образом реки получают статус "великих рек наций", как он поддерживается в культуре повседневности и насколько значим их общенациональный статус.
Семиосфера наций понимается нами как знаково-символический комплекс репрезентаций идеи нации. Реки, наряду с океанами, морями и озёрами, представляют собой природные гидрообъекты, образы и названия которых активно используются для формирования представлений о символическом национальном физическом пространстве - нациошафте. Необходимо подчеркнуть, что в семиосфере физическая реальность трансформируется в ментальную, знаковую реальность 1.
Река Волга протекает по территории одиннадцати областей Российской Федерации и четырёх республик (Марий Эл, Чувашии, Татарстана и Калмыкии), имея в семиосфере народов, населяющих эти регионы, коннотации, отличные как от русских, так и от общероссийских. В настоящее время образ Волги функционирует в семиотическом пространстве российской гражданской нации как объединяющий символ, имеющий этнически прежде всего русские корни. Если абстрагироваться от фольклорных источников и от произведений, не получивших широкого распространения и признания, то активное обращение к образу Волги в искусстве начинается в последней трети XIX века. "Волга, такая типичная русская территория, а в литературе нашей совсем не описана. А надо, надо, потому что у нас же пространства большие, мы же не можем учеников школ, гимназий на экскурсии возить, как это делают немцы в Германии" - писал в 1875 году А.Н. Пыпин в статье "Волга и Киев" 2.
Отметим, что включение волжской темы в текст нации к этому времени уже началось: А.Н. Островский во втором номере журнала "Морской сборник" за 1859 год опубликовал под общим названием "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода" четыре очерка ("Тверь", "Весенний караван", "Село Городня" и "Дорога к истокам Волги от Твери до Осташкова"). Н.А. Некрасов написал стихотворение "На Волге (Детство Валежникова)" (1860), была закончена картина И.Е. Репина "Бурлаки на Волге" (1870-1873). У гранитного подножия установленных ещё в 1810 году на стрелке Васильевского острова в Петербурге ростральных колонн были расположены аллегорические скульптуры, олицетворяющие четыре реки: Волгу, Неву, Волхов (скульптор Ж. Тибо) и Днепр (И. Камберлен).
В конце XIX века в процесс включения образа Волги в культурный текст российской нации были вовлечены поэты и писатели, художники и музыканты, чьё творчество стало широко известным в ХХ столетии. В 12-м номере "Волжского вестника" за 1883 год было опубликовано стихотворение Д.Н. Садовникова "Из-за острова на стрежень". И.И. Левитан в Плёсе пишет картины "Вечер на Волге" (1888), "Вечер. Золотой Плёс" (1889), "После дождя. Плёс" (1889). Спустя несколько лет им была создана картина "Свежий ветер. Волга" (1891-1895). К волжским темам обращаются М. Горький, А.Н. Толстой и другие писатели 3.
В ХХ веке Волга в полной мере упрочила свой символический статус. Этому способствовали её включение в кинотекст (кинокомедия Г.В. Александрова "Волга-Волга" (1938), "Верные друзья" (1954) и др.), появление песен, часто транслировавшихся по радио и выпускавшихся на грампластинках. Следует отметить и то, что во время Великой Отечественной войны Волга рассматривалась как последний рубеж обороны в ходе Сталинградской битвы. Знаменитому снайперу В.Г. Зайцеву принадлежат слова, вошедшие в учебники истории: "За Волгой для нас земли нет!" ("Для нас, бойцов и командиров 62-й армии, за Волгой земли нет! Мы стояли и будем стоять насмерть!").
В ХХ веке на карте страны появилось семь городов, с названиями, производными от Волги. В 1934 году на месте села Яковлевское, расположенного в 15 километрах от берега этой реки, был образован город Приволжск Ивановской области, получивший своё название от льнокомбината "Приволжская коммуна". В этом же году возникший в конце XIX века на левом берегу реки промышленный район города Кинешмы становится самостоятельным посёлком Заволжье, ставшим в 1954 году городом Заволжском Ивановской области. Посёлок Лопатино в Марийской республике в 1940 году стал городом Волжском. Появление трёх городов было связано со строительством ГЭС. В 1950 году в Ростовской области на Цимлянском водохранилище, соединяющем две легендарные русские реки, возник город Волгодонск. Волжская ГЭС дала имя городу Волжскому Волгоградской области (1954), а расположенный на правом берегу реки посёлок строителей Горьковской ГЭС стал в 1964 году городом Заволжье. В 1961 году имя великой реки получил Сталинград. Из более мелких населённых пунктов назовём появившийся в начале 1930-х годов во время строительства канала Москва-Волга посёлок Большая Волга, ставший позднее частью города Дубна и посёлок Волжский Самарской области, бывшее село Большая Царёвщина.
Включение в советское время текстов о Волге в образовательный стандарт, распространение электронных средств массовой информации в совокупности с тем, что в настоящее время в бассейне реки Волги, составляющем 8% территории Российской Федерации, сконцентрировано около 45% промышленного потенциала страны, находится 448 городов и проживает 57 млн. человек способствовало тому, что Волга затмила все прочие реки нашей страны, заняв главное место в семиосфере нации.
Какое же место в маркировке нациосферы занимали остальные речные гидронимы? Часть семиосферы, включающую значимые для поддержания ее целостности имена, мы обозначили понятием номиносфера. Номиносфера включает различные способы маркировки социального пространства, Нас прежде всего будет интересовать использование гидронимов в топонимии, а так же для обозначения разного рода социокультурных объектов.
Фольклорный образ Волги-матушки обычно дополнялся образом Дона-батюшки. Ещё в 1835 году Д.П. Ознобишиным было написано стихотворение "Чудная бандура" ("Гуляет по Дону казак молодой…"). Постепенно в течение XIX-ХХ столетий названия и образы рек азиатской части страны выходили за пределы их пространственного расположения и включались в общенациональный контекст.
Проанализировав картографические издания 1980-х годов, мы смогли обнаружить следующее. В топонимии Ленинграда доминировала местная гидронимика (Балтика, Ладога, Нева, Волхов), и единственным исключением среди названий улиц был Волго-Донской проспект. В названиях московских улиц реки России были представлены широко (Амурская, Ангарская, Бирюсинка, Донская, Енисейская, Клязьминская, Ленская, Неглинная, Окская, Печорская и Яузская улицы, а так же Волжский бульвар). Из социокультурных объектов Москвы, отражавших речную гидронимику страны, следует назвать 4 ресторана ("Арагви", "Иртыш", "Волга" у Северного речного вокзала и "Днепр" у Киевского вокзала), 4 кинотеатра ("Ангара", "Волга", "Енисей", "Нева") и гостиницу "Волга". Таким образом, имя Волги присутствовало во всех номинациях. В поволжских городах "главная" река означивалась достаточно скромно. В Астрахани это ресторан "Волга", в Костроме, Саратове и Куйбышеве/Самаре, Ульяновске - гостиницы с таким же названием, в Ярославле - ресторан, кинотеатр и гостиница, а, например, в Чебоксарах таких объектов не было совсем. В ряде городов использовались альтернативные гидронимы - в Казани гостиницу "Волга" дополнял ресторан "Кама", в Горьком имелся ресторан "Волга" и кафе "Ока", а в городе Волжском Волгоградской области, находящемся на берегу Ахтубы - протоке Волги, в начале проспекта Ленина находился ресторан "Волга" и в его конце кафе "Ахтуба", а на центральной площади, выходящей к реке Ахтубе, стояла одноимённая гостиница.
"Речные названия" гостиниц мы нашли во многих городах России: в Архангельске и Северодвинске это "Двина", в Бийске Алтайского края - "Бия", в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре - "Амур", дополненный в Хабаровске "Зеей", в Брянске - "Десна", в Великом Новгороде - "Волхов", во Владимире "Клязьма", в Иркутске - "Ангара" и "Витим", в Калуге - "Приокская", в Красноярске - "Огни Енисея", в Кургане и Тобольске - "Тобол", в Нижнем Новгороде - "Ока" и "Волжский откос", в Новосибирске и Сургуте - "Обь", в Омске - "Иртыш", в Екатеринбурге "Исеть", в Сыктывкаре - "Сысола" и "Печора" 4.
Среди способов включения образов рек в региональный текст следует выделить создание монументальных художественных объектов. Это установленный в 1953 году под Рыбинском 11-метровый памятник "Волга" скульптора С.Д. Шапошникова, в столице Чувашии - скульптурная композиция "Волга" П. Чусовитина, в Красноярске - фонтан "Реки края", украшенный мраморными вазонами, на которых выгравированы их названия - Енисей, Бирюса, Мана, Ангара, Кан и Кача, Базаиха 5.
Кафе, рестораны, кинотеатры, гостиницы, санатории, детские оздоровительные лагеря и другие стационарные объекты, носящие названия рек, локализованы в пределах их бассейна. Но репрезентация региона с помощью гидронимов осуществляется не только на местах. Своеобразным мобильным способом представления региона являются названия фирменных поездов ОАО "Российские железные дороги": "Волга" (Нижний Новгород - Санкт-Петербург), "Волга" (Саратов - Адлер), "Десна" (Москва - Брянск), "Енисей" (Красноярск - Москва), "Иртыш" (Омск - Москва), "Обь" (Новый Уренгой - Новосибирск), "Сура" (Пенза - Москва), "Тихий Дон" (Ростов-на-Дону - Москва), "Шексна" (Череповец - Москва).
Гидронимы используются для названий спортивных клубов и команд, примером которых могут служить футбольные клубы "Волга" (Тверь), "Терек" (Грозный"), "Иртыш" (Омск) и "Кубань" (Краснодар), баскетбольный, регбийный и хоккейный клубы "Енисей" (Красноярск), регбийная команда "Обь" (Новосибирск) и хоккейные "Двина" (Новодвинск) и "Волга" (Ульяновск). Примечательно, что иногда, при несовпадении названия ведущего спортивного клуба с местным гидронимом, он используется в "кричалках" болельщиков ("Если "Ротор" - не команда, то и Волга - не река").
Чрезвычайно многочисленны примеры использования гидронимов для наименования местных газет, журналов, радиостанций и телевизионных каналов (к изданиям общероссийского уровня можно отнести литературные журналы "Волга" и "Нева").
Семантика названий известных зерноуборочных комбайнов связана с реками Дон и Енисей. К этим машинам можно добавить посевной агрегат "Обь". Гораздо более известен, как в нашей стране, так и за рубежом, самый распространенный отечественный автомобиль представительского класса "Волга", выпускающийся с 1956 года. Парадигма речных названий в этой отрасли была дополнена микролитражками "Кама" и "Ока".
Если обратиться к бытовым артефактам культуры повседневности, то обнаружим, что в советское время многие мужчины пользовались бритвами "Нева" и "Агидель" (башкирское название реки Белой, левого притока Камы). В настоящее время в столице Мордовии, в трёхстах километрах от волжских берегов, выпускается молоко "Волга-Волга" 6.
Специфическим случаем использования речных гидронимов является отечественная алконимика (этим термином мы обозначили раздел ономасиологии, изучающий названия алкогольных напитков). Проанализировав названия крепких алкогольных напитков (водок, горьких настоек, бальзамов), выпускавшихся в 1992 - 2004 годах на 293 предприятиях в 74 субъектах Российской Федерации, мы получили следующие результаты: из 13 регионов, по которым протекает Волга, в шести её название присутствует в местной алконимике: в Тверской области выпускается горькая настойка "Стрелец волжский"; в Нижегородской - водка "Моя большая Волга", в Чувашии - "Атал" (чувашское название Волги), "Старая Волга" и "Жемчужина Поволжья"; в Самарской области - "Волжская Крепость" и "Волжский утес", в Саратовской - "Губернатор Поволжья"; в Астраханской - "Волга 2000", "Волгарь" и "Волжское понизовье". Водку "Волга" разливают также в городе Щёлково Московской области. Кроме того, в водочной серии "Национальный фонд" компании "Росалко", выпускавшейся на разных ликероводочных заводах России, были использованы названия двух российских рек - Амура и Волги.
Название Амура встречается в Хабаровском крае (водки "Амур-Батюшка", "Амур-река", "Амурская флотилия", "Жемчужина Амура" и бальзам "Приамурье") и Амурской области (водки "Амур", "Амурская", "Амурские зори", выпускаемые на ОАО "Амурский Кристалл").
Из регионов, лидеров по маркировке водочной продукции с помощью местных речных гидронимов, выделим Ростовскую область ("Донская Хлебная", "Дон Батюшка", "Донская Стременная", "Тихий Дон"). Во всех остальных субъектах Российской Федерации ассортимент продукции с речными названиями невелик: "Агидель" (02) 7, "Печорская" (11), "Кама" (16), "Камский бриз" (16), "Катунские пороги" (22), "Енисей-Батюшка" (24), "Бирюса" (24), "Уссури" (25), "Зейские огни" (28), "Хопёрская" (34), "Теза" (37), "Седой Волхов" (47), "Клязьминская" (50), "Иртыш" (55), "Ошовская" (55), "Тунгуска" (55), "Сурская" (58), "Верхнекамская" (59), "Старый Хопёр" (64), "Иргиз" (64) и "Томь" (70).
Как можно заключить, речные гидронимы широко представлены в отечественной номиносфере. Следует обратить внимание на то, что их включение в разные, порой весьма далёкие друг от друга контексты происходит в процессе означивания объектов социокультурного пространства. В результате этой операции в социальных практиках активно используется непрямой модус значения гидронима, надстраивающийся над его прямым денотативным значением. Умножение смысла с помощью использования побочных смыслов, "вторичных означаемых" способствует тому, что гидросфера страны актуализируется во множественных повседневных практиках. Однако, степень эффективности этого способа "популяризации" гидронимов (прежде всего местных, локальных за пределами региона) будет прежде всего зависеть от степени компетенции адресатов этих сообщений. Кроме того, нельзя исключать, что вторичные означаемые могут вытеснить первичные (так, например, для автомобилистов наименования Волга, Ока и Кама актуальны вне речного контекста, если этот контекст не актуален).
Функционирование непрямого модуса значения гидронима эффективно для создания прочной семантической связи прежде всего в социальном поле, ориентированном на прямой модус значения. Только в этом случае происходит умножение смыслов путем их наложения друг на друга. Чем выше степень включения гидронимов в многообразные социальные практики, тем более высокой будет степень связи вторичных и первичных означаемых. И именно по степени частотности использования гидронимов можно судить о степени важности, актуальности их денотата в семиосфере страны. Нациестроительство неизбежно задействует гидросферу, включая её в семиосферу нации. Выделение в ней "великих" рек является процессом искусственным, представляющим собой конструирование образа реки и включение ее имени в номиносферу. Российская традиция использования речной темы в тексте нации составляет всего лишь немногим более полутора веков. Этот процесс не является завершенным, он постоянно возобновляется на самых разных уровнях. Однако, как можно судить по приведенному в данной работе материалу, использование речных гидронимов в номиносфере российской нации преимущественно локально.
Конечно, мы рассмотрели лишь часть семиосферы России, связанной с гидронимами и образами рек. С их помощью активно маркируется символическое пространство страны и в национальном сознании закрепляется представление о том, что "широка страна моя родная" (даже шире, чем "от Волги до Енисея", как утверждается в песне группы "Любэ").

1 См.: Тимофеев М.Ю. Нациосфера: Опыт анализа семиосферы наций. Иваново, 2005.
2 Цит. по: Миллер А.И. Империя и нация в воображении русского национализма. Заметки на полях одной статьи А.Н. Пыпина. http://www.empires.ru/docs/Miller-rus.doc
3 Кожина Т.Н., Лекомцева Н.В. Рек, озер краса, глава, царица...": Волга как прецедентный знак русской культуры. http://www.learning-russian.gramota.ru/journals.html?m=ruszr&n=2002-03&id=389
4 Каталог гостиниц. http://www.tour-info.ru/catalogue/show_ctg.html?t=5&r=01
5 В Красноярске открыт каскадный фонтан "Реки края". http://24rus.ru/377/newsinfo.asp?ID=196
6 Митин И. На пути к мифогеографии России: "игры с пространством" // Вестник Евразии. 2004. № 3.
7 В скобках указан федеральный номер региона.

© MIKHAIL TIMOFEEV 2006

на главную страницу

Hosted by uCoz