МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


ЭСТЕТИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ, ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА И ОТДЕЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


Иваново
Ивановский государственный университет

2007

Составители:
доктор философских наук Г.С. Смирнов
доктор философских наук М.Ю. Тимофеев

 


Содержат планы семинарских занятий, темы рефератов и литературу к ним, вопросы к зачету, а также рекомендации по работе с литературой. Для студентов дневного отделения исторического факультета и отделения журналистики филологического факультета.

При подготовке практического занятия, доклада и при написании реферата студент использует литературу, предложенную в списке литературы к практическому занятию, по выбору в соответствии с рекомендациями преподавателя, своими интересами, вкусами и с учетом специфики получаемой студентом специальности. Книги, рекомендованные для реферирования, выделены жирным шрифтом.


Учебные пособия и справочные материалы к курсу

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.
Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М,: Высш. шк., 2002. 511с.
Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. 556 с.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура): В 3 т. СПб., 1995-1997.
Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003. (Серия "Summa culturologiae").
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994.
Никитина И. П. Эстетика: учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. — 676 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
Эстетика: Словарь / Под общ. ред А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Эстетика, ее предмет. Эстетическое отношение

1. Различные определения эстетики. Эстетическое - художественное - прекрасное. 2. Историческое развитие представлений о красоте. Эстетическое и утилитарное. 3. "Природническая" и "общественническая" теории эстетического. 4. Эстетическое отношение. Многообразие эстетических отношений. 5. Представление об эстетической апперцепции. Виды красоты.

Список рекомендуемой литературы

Аристотель Поэтика. Риторика. М., 2000.
Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
Вольтер. Эстетика. М., 1974.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. Т. 2. М., 1970.
Дидро. Парадокс об актере. Л. - М., 1938.
История эстетической мысли. В 6 т. М., 1982-1986.
Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 1-2. М., 1989-1991.
Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М, 1979.
Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987.
Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. в 6 т. Т.6. М., 1957.

История Красоты / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А. А. Сабашниковой. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2005. 440 с: ил.

История уродства / под редакцией Умберто Эко; перевод с итал. А. А. Сабашниковой. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2007. 456 с: ил.
***
Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы. Л., 1983.
Выжленцов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л., 1984.
Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро, М., 1961.
Гумницкий Г.Н. К вопросу о сущности эстетического и предмете эстетики // Учен. зап. ИГПИ. Т. 36. Иваново. 1963.
Гумницкий Г.Н., Кононова О.М. Эстетика в общественном питании. М., 1984. Гл. 1.
Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М., 1988.
Крылова Н.Б. Эстетические отношения. Содержание и функции. М., 1980.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1994.
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984.
Эстетика Иммануила Канта и современность. М., 1991.

Тема 2. Категории и законы эстетики

1. Прекрасное - безобразное - возвышенное - низменное-(трагическое - комическое). 2. Законы эстетики. Эстетическая картина мира.

Список рекомендуемой литературы

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 2, 3. М., 1969, 1971.
Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 6 томах. Т. 5. М., 1966.
Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т.1-4. М., 1985-1987.
О возвышенном. Трактат Псевдо-Лонгина. М., 1966.

***
Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1987.
Дмитриева Н.А. О прекрасном. М., 1960.
Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М., 1988.
Крутоус В.И. Возвышенное как эстетическая категория. М., 1983.
Крутоус В.И. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985.
Кучиньская А. Прекрасное: миф и действительность. М., 1984.
Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М., 1979. С. 221-238
Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М., 1990.
Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.
Нуйкин А. Биологическое и социальное в эстетических реакциях // Вопр. философии. 1989. № 7.
Орлов Б.В. Субъект. Объект. Эстетика: Версии Бахтина, Гадамера, Лукача. Екатеринбург, 1992.
Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М., 1983.


Тема 3. Эстетическая культура личности: эстетическое сознание и эстетическая деятельность

1. Эстетическая культура. 2. Структура и функции эстетического сознания. Эстетическое сознание в структуре общественного и индивидуального сознания. 3. Эстетические чувства, эстетические вкусы, эстетические потребности, эстетические теории, эстетические идеалы. 4. Эстетическое и художественное сознание. 5. Деятельностный подход в эстетике. Проблемы эстетического воспитания.

Список рекомендуемой литературы

Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990.
Комарова А.И. Эстетическая культура личности. Киев, 1988.
Культура и эстетическое воспитание. Петрозаводск, 1989.
Пути и средства эстетического воспитания. М., 1989.
Рытикова Л.А. Эстетическое сознание: сущность и специфика. М., 1985.
Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность. Томск, 1989.
Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., 1981.

Тема 4. Эстетика природной среды

1. Проблема взаимоотношения человека и природы. 2. Прекрасное в неживой и живой природе. 3. Красота человека. Эстетическое воздействие природы на человека. 4. Национальный пейзаж. Садово-парковое искусство.

Список рекомендуемой литературы

Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
***
Архитектурная композиция садов и парков. М., 1980.
Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988.
Горохов В.А., Лунц Л.Б. Парки мира. М., 1985.
Кук Э. Дачный дизайн. М., 2001.
Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.
Немова Е.М. Стилистика сада. М., 2001.
Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. М., 1989.
Парки. Сады / отв. ред. Т. Евсеева. М., 2005.
Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.
Фурсова Л.М. Особенности восприятия паркового пейзажа // Парк и отдых. М., 1978.

Тема 5. Эстетика искусственной среды. Дизайн

1. Диалектика естественного и искусственного. Виды искусственного. 2. Практическая эстетика. Техническая эстетика. 3. Дизайн в структуре эстетики.. 4. Эстетика рекламы. 5. Эстетическое воздействие городской среды на человека.

Список рекомендуемой литературы

Аронов В. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М., 1987.
Буткевич О.В. Красота: природа, сущность, формы. Л., 1983.
Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1970.
Гордиенко Л.Н. Искусство и экология. М., 1984.
Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.
Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. М., 1990.
Джонс К. Инженерное и художественное конструирование. М., 1976.
Дзикевич С.А. Эстетика рекламы: Учебное пособие. М., 2004.
Земпер Г. Практическая эстетика, М., 1970.
Костина А.В. Эстетика рекламы. Учебное пособие. М., 2003.
Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990.
Михайлова А. С. Иконы в дизайне как памятники художественной культуры и техники // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - N 9.
Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М., 1971.
Новикова Л. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? М., 1976.
Основные термины дизайна. М., 1988.
Розенблюм Е. Художник в дизайне. М., 1971.
Соотношение общей и технической эстетики. Томск, 1988.
Трушина Л.Е. Смена парадигм в эстетике рекламы.
Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990.
Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. М., 1987.

Тема 6. Искусство: социологический, гносеологический, онтологический аспекты

1. Искусство как социальное явление и как феномен культуры. 2. Полифункциональность искусства. 3. Художественный образ и художественный метод: проблемы гносеологии искусства. 4. Онтология искусства: художественное произведение и художественный стиль. 5. Искусство как художественная коммуникация.

Список рекомендуемой литературы

Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
Бачинин В.А. Искусство и мифология. М., 1987.
Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание. Париж, 1931.
Бычков В.В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточнохристианском искусстве // Вопросы теории и истории эстетики. Вып. 7. М., 1972. С. 148-168.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.
Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997.
Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1987.
Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975.
Каган М. Морфология искусства. Л., 1972.
Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 351-399.
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
Тэн И. Философия искусства. М., 1996.
Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994.
Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.
Шестаков В.П. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М., 1988.

Тема 7. Искусство: восприятие и творчество

1. Художественное восприятие как сотворчество. 2. Необходимость предварительного знания изобразительно-выразительного языка искусства для восприятия. 3. Фазы восприятия: предкоммуникативная и посткоммуникативная. 4. Уровни восприятия: психофизиологический, эмоциональный, интеллектуальный. 5. Содержательные уровни восприятия искусства: сюжетный, героический, тематически-идейный (авторский). 6. Воображение как интегратор, объединяющий чувственное и рациональное, и созидающий синтез различных психических сил художника. 7. Практически-духовное и материально-практическое - две стороны художественного творческого процесса. 8. Природа интуитивного знания и его зависимость от подсознательных процессов психики. 9. Особенности художественной интуиции и предвидение будущего в искусстве.

Список рекомендуемой литературы

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Вийранд Т. Молодежи об искусстве. Таллинн, 1990.
Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997.
Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.
Зыков М. Проблема художественного творчества в эстетике Г. Башляра // Проблемы художественного творчества. М., 1975.
Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.
Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. М., 1983.
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2000.
Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.
Ракитин В.И. Искусство видеть. М., 1972.
Семиотика. М., 1983.
Силичев Д.А. Семиотика и искусство. Анализ западных концепций. М., 1991.
Силичев Д.А. Семиотические концепции искусства // Эстетические исследования: методы и критерии. М., 1996.
Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999.
Филиппов Л.И. Проблема воображения в работах Гастона Башляра. // Вопр. философии. 1972. № 3
Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.
Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., Киев, 1996.

Тема 8. Эстетика искусства ХХ века и ее философские и общекультурные предпосылки

1. Предтечи эстетики ХХ века: Рихард Вагнер, Фридрих Ницше. 3. Проблема дегуманизации искусства. Хосе Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев. 4. Произведение искусства ХХ века: Зигмунд Фрейд, Вальтер Беньямин, Теодор Адорно, Жиль Делез, Феликс Гваттари, Жорж Батай и др.

Список рекомендуемой литературы

Западно-европейская эстетика ХХ века: Сборник переводов. Вып. 1. Некоторые направления западной эстетики. М.,1991.
Западно-европейская эстетика ХХ века: Сборник переводов. Вып. 2. О духовности искусства. М.,1991.
История эстетической мысли: В 6 т. Т.4. Вторая половина ХIХ века. М.,1987.
Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. ХХ в. М., 1986.

Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. М. - СПб, 1999.
Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 384 - 391.
Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
Беньямин В. Произведение искусства в век его технической воспроизводимости // Беньямин В. Избранные эссе. М., 1996. С. 66-91.
Бердяев Н.А. Кризис искусства
// Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994.
Вагнер Р. Искусство и революция. Избранное. М.,1978.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., 1995.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 57 - 157.
Ортега-и-Гассет Х. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. М., 1991.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Свасьян К.А. Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона. Ереван, 1978.
Французская философия и эстетика ХХ в.: А. Бергсон, Э.Мунье, М. Мерло-Понти: Сборник. М., 1995.
Фрейд З. "Я" и "Оно": Труды разных лет: В 2 кн.. Тбилиси, 1991.
Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Эко У. Имя розы: Детектив. Вып. 2. М., 1989.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

***
Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура (Философия искусства Н.А. Бердяева). М., 1991.
Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства: Эстет. идеи Франкфуртской школы от Беньямина до "новых левых". М., 1983.
Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина. М., 1991.
Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.
Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.
Долгов К.М. Эстетика Ж.-П. Сартра. М., 1990.
Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.
Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Маньковская Н.Б. Шизоанализ вместо психоанализа? М., 1991.
Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб, 1994.
Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине ХХ века. М., 1991.
Мяло К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970-х годов. М., 1985.
Силичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. М., 1991.
Силичев Д. А. Проблема "письма" и литературы в концепции Р. Барта // Вопросы литературы. 1988, № 11
Шестаков В.П. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М., 1988.
Ямполъский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф., М., 1993.
***
Браун Н. Дионис в 1990 году // Иностр. лит. 1995. № 1.
Вудфилд Р. Мозаика мировой эстетики // Искусство. 1989. № 9.
Гройс Б. Что такое современное искусство. Лекция // Митин журнал. 1997. Вып. 54. С.253-276.
Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопр. философии. 1990. № 8.
Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе "двойного сознания" // Вопр. философии. 1991. № 1.
Раппапорт А. Заметки о природе архитектуры // Вопр. искусствознания. 1994. № 1.
Портрет в зеркалах. Антонен Арто // Иностр. лит. 1997, № 4.
Силичев Д. Проблемы "письма" и литературы в концепции Р. Барта // Вопросы литературы. 1988. № 11.

Тема 9. Основные течения и направления модернистского искусства ХХ века

1. Фовизм (Анри Матисс, Морис Вламинк). 2. Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Эмиль Нольде). 3. Кубизм (Пабло Пикассо, Жорж Брак). 4. Абстракционизм (Василий Кандинский). 5. Дадаизм (Марсель Дюшан) 6. Супрематизм (Казимир Малевич). Неопластицизм. (Пит Мондриан). 7. Футуризм (Филиппо Маринетти, Умберто Боччони, Велимир Хлебников, В.Маяковский). 8. Сюрреализм (Андре Бретон, Сальватор Дали, Рене Магритт). 9. Поп-арт (Энди Уорхолл, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Томас Вассельман). Хеппенинг. 10. Концептуальное искусство. Перформанс. Инсталляция. 11. "Театр абсурда" (Эжен Ионеску, Самуэль Беккет, Жан Жене). 13. Авангард в музыке (Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Альфред Шнитке). 14. Авангард в кинематографе.

Список рекомендуемой литературы

Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Сост. Исаев С. А., Гальцова Е. Д. М., 1994.
Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966.
Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.
Базен А. Что такое кино? М., 1972.
Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.
Бобринская Е.А. Концептуализм: Альбом. М.,1994.
Бычков В.В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского // Литературное обозрение. № 3/ 4. М., 1992. С.79-87.
Герман М. Блеск и туман "Черного квадрата" // Нева. 2005. №4.
Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2005.
Дроздецкая Н. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни. М., 1993.
Дубинец Е. Знаки звуков: о современной музыкальной нотации. Киев, 1999.
Зонтаг С. Хепенинги: искусство безоглядных сопоставлений // Мысль как страсть. М.,1997.
Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911-1933. М., 1988.
Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.
Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.
Кино Италии: Неореализм. М., 1989.
Козлова О.Т. Фотореализм: Альбом. М., 1994.
Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.
Крючкова В.А. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. М., 1984.
Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.
Лукшин И.П. "Говорить о мистерии на языке мистерии". М.,1991.
Малахов Н. О модернизме. М., 1975.
Мерло-Понти М. Кино и новая психология // Киноведческие записки, 1992. № 16.
Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980.
Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. ХХ в. М., 1986.
Полевой В.М. Двадцатый век. М.,1990.
Рожин А. Сальвадор Дали: миф и реальность. М., 1992.
Рохас К. Мифический и магический мир Дали. М., 1999.
Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 т. М., 1958-1963.
Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999.
Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994.
Сидорина Е. Конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995.
Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М., 1994.
Современная западноевропейская и американская эстетика: Сб. пер. / Под общей ред. Е.Г.Яковлева.- М.: Ун-т, 2002. – 224 с.
Строение фильма. Сб. статей. М., 1985.
Театр остановившихся часов. М., 1990.
Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990.
Эйзенштейн С. Избр. произв. в 6 т. М., 1964-1971.
Ямполъский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.

*****
Andy Warhol Posters & Prints

Тема 10. Эстетическое и нравственное. Искусство и мораль

1. Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного в истории эстетической мысли. 2. Три модели отношений искусства и морали. 3. Аморальное в искусстве: исторический аспект. Эстетизм. 4. Костюм: эстетические и моральные нормы.

Список рекомендуемой литературы

Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. ХХ в. М., 1986.
Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
***
Захер-Мазох Л. фон. Венера в мехах. Делёз Ж. Представление Захер-Мазоха. Фрейд З. Работы о мазохизме. М., 1992.
Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
Маркиз де Сад и ХХ век. М., 1992.
Нордау М. Вырождение; Современные французы. М.,1995.
Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006.
Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1993.

***
Брандт Г.А., Лобок А.М. Преодоление морали или парадоксы "нравственного искусства". М., 1990.
Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., 1970
Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М., 1975.
Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18- пер. пол. 20 вв.: (Опыт энциклопедии). М., 1995.
Кон И. С. Вкус запретного плода. М, 1991.
Кривцун О. А. Психологические корни эротического искусства // Психологический журнал. 1992. № 1.
Лосев А. Ф. Эрос у Платона // Вопр. философии. 1988. № 3.
Парамонов Б. - 121 // Звезда. 1994. № 7.
Русский эрос. М, 1991.
Столович Л.Н. Красота, добро, истина. М., 1994.
Толстых В.И. Искусство и мораль. М., 1973.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., 1994.
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994.
Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М., 1995.
Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви европейское искусство. М., 1999.
Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.

Тема 11. Эстетика и искусство тоталитарных режимов

1. От модернизма к тотальному реализму: проблема эстетической эволюции. 2. Общие черты и принципы искусства Германии и СССР 1930-50-х годов. 3. Архитектура в тоталитарной культуре (Б. Иофан, В. Гельфрейх, В. Щуко, А. Щусев, А. Шпеер). 4. Литература в тоталитарной культуре: случай СССР (С. Бабаевский, П. Вершигора, Б. Горбатов, В. Каверин, Н. Островский, Б. Полевой, К. Симонов, А. Фадеев, М. Шолохов). 5. Живопись и скульптура в тоталитарной культуре (А. Лактионов, Т. Яблонская, С. Меркуров, Ф. Решетников, Ф. Шурпин, А. Герасимов, И. Тоидзе, А. Самохвалов, А. Брекер, П. Падуа, А. Циглер). 6. Кинематограф в тоталитарной культуре (С. Эйзенштейн, Г. Александров, И. Пырьев, Ф. Эрмлер, С. Герасимов).

Список рекомендуемой литературы

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература // Полн. собр. соч. Т.12. С. 99-105.
Гюнтер Г. Литература германского фашизма и национализма. Перевод с немецкой рукописи И. Бархаша // Интернациональная литература. 1933. № 3.
***
Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2005.
Гизатов К.Т. Социалистический реализм как художественный метод. М., 1986.
Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.
Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.
Плампер Я. Алхимия власти: Культ Сталина в изобразительном искусстве. М., 2010.
***
Бойм С. Китч и социалистический реализм // Новое литературное обозрение. 1995. № 15. С. 54-65.
Горохов В. Вкусившие пирога // Диалог. 1992. № 4-5. С. 7-15.
Голомшток И. Тоталитарное искусство в поисках традиции // Человек. 1991. № 2. С. 88-104.
Гройс Б. Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом // Новое литературное обозрение. 1995. № 15.
Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда // Вопр. лит. 1992. № 1.С. 42-61.
Гройс Б. Русский авангард по обе стороны "Черного квадрата" // Вопр. философии. 1990. № 11. С. 67-73.
Гройс Б. Соц-реализм - авангард по-сталински // Декоративное искусство. 1990. № 5.
Гройс Б. Стиль Сталин // Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.
Гюнтер Г. Железная гармония (государство как тотальное произведение искусства) // Вопр. лит. 1992. № 1. С. 27-41.
Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. № 11/12. С. 131- 155.
Дашкова Т. Трансформация женских образов на страницах советских журналов 1920-1930-х годов
Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении. Мюнхен, 1993.
Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб., 1999. 558 с.
Добренко Е. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции. СПб., 1997. 321 с.
Захаров А.В. Массовые праздники в системе тоталитаризма // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989. С. 284-301.
Зонтаг С. "Магический фашизм" (1974) из сборника "Под знаком Сатурна" // Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.
Кино тоталитарной эпохи // Искусство кино. 1990. № 1-3.
Кирсанова Р.М. Мода и время // Славяноведение. 1993. №5.
Козлова Н.Н. Социалистический реализм: его творцы и аудитория // Славяноведение. 1993. № 5. С. 22-25.
Левин Ю.И. Семиотика советских лозунгов // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.
Маматова Л. Модель киномифов 30-х годов // Искусство кино. 1990. № 11. С. 103-111.
Маркин Ю. Искусство Третьего Рейха // Декоративное искусство. 1989. № 3. С. 30-38.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью // Искусство кино. 1996. № 4. С. 93-147.
Паперный В. Культура Два. М., 1996.
Паперный В. Строительство и вредительство // Декоративное искусство. 1989. № 6. С. 10-18.
Пелипенко А.А. Культурная динамика в зеркале художественного сознания (От авангарда к тоталитарному искусству) // Человек. 1994. № 4.
Раппапорт А. Мифологический субстрат советского художественного воображения // Искусство кино. 1990. № 6. С. 92-94.
Синявский А. Сталин - герой и художник сталинской эпохи // Осмыслить культ Сталина. М., 1989. С. 112-125.
Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино. К 60-летию Ханса Гюнтера. СПб.: Академический проект, 2002. 448 с.
Советское мифосознание // Искусство кино. 1990. № 6.
Соцреалистический канон: Сборник статей / Под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб., 2000.
Терц А. Что такое соц-реализм? // Декоративное искусство. 1989. № 5. С. 19-29.
Тирания прекрасного // Искусство кино. 1994. № 10.
Хмельницкий Дм. Архитектура Сталина. Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
Хмельницкий Дм. Гостиница "Москва". Реинкарнация сталинской архитектуры // "Русская мысль", №4436, 19.12.2002, Париж. "DU" №732, декабрь 2002, Цюрих.
Хмельницкий Дм. Зодчий Сталин. М.: НЛО, 2007.
Хмельницкий Дм. Корифеи советского зодчества // Русская мысль, № 4396, 14.02.2002
Хмельницкий Дм. Провокация века. Как и зачем проектировали Дворец Советов // "Русская мысль", №4459, 05.06.2002
Хмельницкий Дм. Советская пирамида. Кто придумал мавзолей? // "Европа Экспресс", Берлин. №299, 24.11.2003


Шумов А. Подлинная история "Девушки с веслом" // Декоративное искусство. 1989. № 5. С. 10-12.

*****

Кондаков Б. Панорамы Москвы с Дворцом Советов

Тема 12. Эстетика постмодернизма

1. Модернизм и постмодернизм: бинарные оппозиции Ихаба Хассана. 2. Эстетика постмодернизма: исторический и аксиологический аспекты. 3. Постмодернизм в архитектуре и живописи. 4. Постмодернизм в кино. 5. Постмодернизм в литературе.

Список рекомендуемой литературы

Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.
Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.
Батай Ж. Ненависть к поэзии. Порнолатрическая проза. М., 1999.
Браун Н. Дионис в 1990 году // Иностр. лит. 1995. № 1.
Вентури Р. Банальный символизм в архитектуре.
Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления.
Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.
Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Эко У. Имя розы: Детектив. Вып. 2. М., 1989.
Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов. Минск. 1996.
***
Автономова И.С. Возвращаясь к азам // Вопр. философии. 1993. № 3.
Вельш В. "Постмодерн". Генеалогия и значение одного спорного понятия. // Путь. 1997. № 5.
Гройс Б. Соц-арт // Искусство. 1990. № 1.
Доусон Дж. Quentin Tarantino: The Cinema of Cool.
Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М., 1993.
Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М., 1988.
Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.
Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.
Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.
Кузнецов С. Между экстази и экстазом // Иностр. лит. 1998. № 4.
Курицын В. Время множить приставки. К понятию постпостмодернизма // Октябрь, 1997. №7.
Курицын В. Книга о постмодернизме. Екатеринбург, 1992.
Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992. № 2.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.
Липовецкий М. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Пермь, 1997.
Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.
Маньковская Н.Б. От модернизма к постпостмодернизму via постмодернизм // Коллаж. М., 1998.
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000.
Маньковская Н.Б. Эстетика симулакра // Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998.
Митта А. "В аспектах постмодернизма..." // Искусство кино. 1989. № 7.
Парамонов Б. Конец стиля. Постмодернизм // Звезда. 1994. № 8.
Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
Постмодернизм и культура // Вопр. философии. 1993. № 3.
Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными писателями и критиками. 2-е изд. М., 1998.
Пригов Д. Без названия // Искусство кино. 1994. № 2.
Разлогов К.З. Кризис эстетики, неомифология и постмодернизм // Вопр. философии. 1991. № 9.
Рыклин М.К. Искусство как препятствие. М., 1997.
Холмогорова О. В. Соц-арт. М., 1994.
Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. № 3.

Тема 13. Эстетические проблемы современной культуры

1. Эстетика "массовой культуры". Кич. 2. Эволюция эстетических вкусов. 3. Эстетика молодежной субкультуры. 4. Эстетика современного кинематографа. 5. Проблемы эстетического воспитания.

Список рекомендуемой литературы

Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.
Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.
Вайнштейн О. Полные смотрят вниз. Идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал. 1995. № 7. С. 49-53.
Вайнштейн О. Улыбка чеширского кота: взгляд на российскую модницу // Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М., 2000. С. 30-40.
Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997.
Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1993.
Годар о Годаре. М., 1999.
Гройс Б. Что такое современное искусство. Лекция // Митин журнал. 1997. Вып. 54. С. 253-276.
Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.
Дали С. Фотография - свободное творчество духа. Поэзия стандарта // Называть вещи своими именами. М., 1986. С. 247 - 251.
Джойс М. "Конец печатной культуры" // Искусство кино. 1993. № 10.
Доусон Дж. Quentin Tarantino: The Cinema of Cool.
Зонтаг С. Заметки о кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. М., 1997.
Карцева Е. Кич, или Торжество пошлости. М., 1977
Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопр. философии. 1990. № 8.
Кормильцев И. Ирвин Уэлш - Жан-Жак Руссо химического поколения // Иностр. лит. 1998, №4.
Маевский Е. Интерактивное кино? Опыт эстетической прогностики // Иностр. лит. 1995. № 4.
Маньковская Н.Б., Могилевский В.Д. Виртуальный мир и искусство // Архетип. 1997. № 1.
Матизен В. Стёб как феномен культуры // Искусство кино. 1993. № 9.
Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине ХХ века. М., 1991.
Мяло К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970-х годов. М., 1985.
Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л., 1989.
Оггер Г. Магнаты... Начало биографии. М., 1985. С. 115-126.
Пазолини П.П. Смерть как смысл жизни. План-эпизод, или Кинематограф как семиология реальности // Искусство кино. 1991. № 9.
Раппопорт А.Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла романа // Монтаж: Литература, искусство, театр, кино. М., 1988.
Современная массовая культура // Искусство кино. 1990. № 6.
Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980.
Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... М., 1991.
Троицкий А. Рок в СССР. М., 1991.
Трюффо о Трюффо: Фильмы моей жизни. Статьи. Интервью. Сценарии. М., 1987.
Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996.
Феллини о Феллини. М., 1988.
Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990.
Хичкок о Хичкоке. М., 1991.
Чередниченко Т.В. Между "Брежневым" и "Пугачевой". Типология советской массовой культуры. М., 1993.
Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.
Шестаков В.П. Мифология ХХ века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М., 1988.
Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.
Яковлева А.М. Кич и художественная культура. М., 1991.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Прекрасное в природе и в искусстве.
2. Эстетическая картина мира.
3. Категории эстетики в классической эстетике.
4. Эстетика искусственной среды. Дизайн.
5. Эстетика городской среды.
6. Эстетика природной среды.
7. Садово-парковое искусство.
8. Искусство: восприятие и творчество.
9. Эстетические теории ХХ века.
10. Фовизм и его влияние на эстетическое сознание.
11. Экспрессионизм и его влияние на эстетическое сознание.
12. Кубизм и его влияние на эстетическое сознание.
13. Геометрический абстракционизм и его влияние на эстетическое сознание.
14. Абстракционизм и его влияние на эстетическое сознание.
15. Футуризм и его влияние на эстетическое сознание.
16. Сюрреализм и его влияние на эстетическое сознание.
17. Поп-арт и его влияние на эстетическое сознание.
18. Концептуальное искусство на Западе и в России.
19. Антонен Арто и Театр жестокости.
20. "Театр абсурда" и его роль в искусстве ХХ века.
21. От модернизма к тотальному реализму: проблема эстетической эволюции
22. Общие черты эстетики тоталитарных режимов.
23. Соц-реализм как эстетический проект.
24. Архитектура в тоталитарной культуре (эстетический аспект).
25. Литература в тоталитарной культуре (эстетический аспект).
26. Живопись и скульптура в тоталитарной культуре (эстетический аспект).
27. Кинематограф в тоталитарной культуре (эстетический аспект).
28. Модернизм и постмодернизм: бинарные оппозиции И.Хассана.
29. Эстетика постмодернизма: исторический аспект.
30. Постмодернизм в архитектуре.
31. Постмодернизм в живописи. Соц-арт.
32. Постмодернизм в кино.
33. Постмодернизм в литературе.
34. Место элитарных эстетических теорий в искусстве ХХ века.
35. Эстетика "массовой культуры". Кич.
36. Три модели отношений искусства и морали.
37. Аморальное в искусстве: исторический аспект. Эстетизм.
38. Дресс-код: эстетические нормы и антинормы в одежде.
39. Эстетика молодежной субкультуры.
40. Рок-музыка и эстетика контркультуры.
41. Поп-музыка как эстетический феномен.
42. "Эра рингтонов": эстетический аспект современной музыкальной культуры.
43. Эстетика фотографии.
44. Эстетика телевизионной рекламы.
45. Эстетика визуальной рекламы.
46. Глянцевые журналы: эстетический аспект.
47. Журнальная обложка: эстетический аспект.
48. Телевизионное шоу: эстетический аспект.
49. Эстетический аспект молодежной субкультуры.
50. Стиль ретро: эстетический аспект.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ЭСТЕТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО И ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

1. Эстетика и ее предмет. Эстетика и теория искусства.
2. Основа и происхождение чувства прекрасного.
3. Принципы эстетики.
4. Основные подходы к классификации категорий эстетики и искусства.
5. Основные категории эстетики.
6. Эстетическое сознание, его структура и функции.
7. Эстетика искусственной среды. Городская среда.
8. Дизайн. Эстетика интерьера.
9. Эстетика природной среды. Садово-парковое искусство.
10. Функции искусства.
11. Проблемы художественного творчества.
12. Проблемы восприятия произведения искусства.
13. Философские и общекультурные предпосылки эстетики авангардного искусства ХХ в.
14. Современная западная эстетика.
15. Эстетика искусства модернизма.
16. Основные направления авангардного искусства (Кубизм, футуризм, абстракционизм)
17. Основные направления авангардного искусства (Сюрреализм, поп-арт, концептуализм).
18. Основные принципы эстетики тоталитарного искусства.
19. Эстетика соцреализма.
20. Сравнительный анализ эстетики модернизма и тоталитарного искусства.
21. Эстетика постмодернизма: общая характеристика.
22. Эстетика постмодернизма: исторический аспект.
23. Эстетические проблемы современной культуры.
24. Эстетика элитарной и массовой культуры.
25. Проблема взаимосвязи эстетического и нравственного в истории эстетической мысли.
26. Три модели отношений искусства и морали.
27. Эстетика молодежной субкультуры.


© MIKHAIL TIMOFEEV 2006 - 2010

 

 

Hosted by uCoz