© 2006 - 2011, MIKHAIL TIMOFEEV

 

Город Иван[off]

Заниматься созданием привлекательного образа (бренда) города стало в последние годы модно. В случае города Иванова мы сталкиваемся не столько с конструированием бренда, так как в разные годы XIX- ХХ веков город успешно привлекал к себе внимание как "Русский Манчестер", "третья пролетарская столица", "родина первого Совета", "столица текстильного края" или "город невест". В настоящее время власть и интеллектуалы заняты реконструированием образа города, ребрендингом Иванова, так как образы, сделавшие город широко известным по политическим, экономическим и социальным причинам в начале века ХХI не работают. Однако имеет смысл поразмышлять над тем, почему бы для репрезентации города не использовать образы, прочно закрепившиеся в сознании нескольких поколений, до какой степени исчерпан потенциал звучащих ныне довольно архаично слоганов, могут ли работать старые образы города, в какой степени и при каких условиях их можно "реанимировать" и эффективно эксплуатировать.
 

 

 

Справка

Иваново — город в центральной России, административный центр Ивановской области. Население 418,2 тыс. чел. (2005). Образован в 1871 году как город Иваново-Вознесенск из села Иваново (впервые упоминается в 1561году) и Вознесенского Посада.

Подробнее см. информацию о городе из Википедии, из народной энциклопедии городов и регионов России 'Мой Город', с сайта администрации города, словаре Академик

 
 

 

 

Ниже вы можете познакомиться со некоторыми статьями, опубликованными в журнале

"Наша Родина - Иваново-Вознесенск",

а также с информационным письмом научно-практического семинара

Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города

 

 

 

 

 

Михаил Тимофеев, доктор философских наук

РУССКИЙ, КРАСНЫЙ И РОССИЙСКИЙ
МАНЧЕСТЕР, ИЛИ
ИВАНОВО КАК НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ

Современное Иваново являет собой зрелище странное. Это несуразный город. Для его характеристики просто напрашивается советский газетный штамп: Иваново - город контрастов. Исторически сложившаяся эклектика в городской застройке - зримое свидетельство не доведенного до конца проекта радикального преобразования городской среды. Но именно эта незавершенность делает Иваново уникальным памятником политико-экономических и социо-культурных экспериментов ХХ века. Взлеты и падения Иваново-Вознесенска сконцентрированы менее чем в одно столетие.


Заниматься созданием привлекательного образа (бренда) города стало в последние годы модно. В случае города Иванова мы сталкиваемся не столько с конструированием бренда, так как в разные годы XIX- ХХ веков город успешно привлекал к себе внимание как "Русский Манчестер", "третья пролетарская столица", "родина первого Совета", "столица текстильного края" или "город невест". В настоящее время власть и интеллектуалы заняты реконструированием образа города, ребрендингом Иванова, так как образы, сделавшие город широко известным по политическим, экономическим и социальным причинам в начале века ХХI не работают. Однако имеет смысл поразмышлять над тем, почему бы для репрезентации города не использовать образы, прочно закрепившиеся в сознании нескольких поколений, до какой степени исчерпан потенциал звучащих ныне довольно архаично слоганов, могут ли работать старые образы города, в какой степени и при каких условиях их можно "реанимировать" и эффективно эксплуатировать.

Благодаря песне из вышедшего на экраны в 1981 году фильма "Честный, умный неженатый" в исполнении Андрея Миронова, представление об Иванове как о городе с бесперспективным для девушек на выданье соотношением полов приобрело всесоюзную известность. Это, пожалуй, самый популярный образ города. В отличие от маркера Иванова как родины Советов, он, по легко объяснимой причине, особенно успешно закрепляется в сознании мужчин.

Казалось бы, этот в меру легкомысленный образ должен был использоваться в городе широко, если не сказать с размахом. По моим наблюдениям потенциал практически беспроигрышного слогана был реализован очень скромно. Ивановские товаропроизводители в разное время использовали слоганы "Пиво из города невест" и майонез "Город невест". Вот, пожалуй, и всё.

Что же касается удачной эксплуатации мифа о городе невест, то организаторы проводимого в городе с 1996 года конкурса "Ивановская красавица" делают это шоу с большим размахом. До выпуска календарей с красавицами месяца дело пока не дошло, но, видимо, это уже не за горами. По крайней мере красавиц года скоро уже будет 12. И уж точно не приходится сомневаться в том, что и через 2 года единственным вопросом, который не зададут ивановцу, будет фраза Остапа Бендера: "Невесты у вас в городе есть?".

Современное Иваново очень далеко от образа русского Манчестера. Количество памятников промышленной архитектуры достаточно велико, чтобы сделать их лицом города, но собственно "русскость" в туристическо-этнографическом смысле никогда не была присуща Иванову. Образ "истинно русского города" предполагает наличие в нем стен древнего кремля, десятка другого храмов, каменных купеческих палат или торговых рядов, заложенных не позднее, чем при Екатерине Великой. Хотя авторы текста фотопутеводителя "По "Золотому кольцу" России" и заявляли, что "крупный промышленный город, областной центр Иваново - неотъемлемая часть "Золотого кольца" русских городов", наш город ни в прежнем, ни тем более в нынешнем состоянии не укладывается в этот канон, разительно отличаясь от соседних областных центров.

Маршрут по "Золотому кольцу" по-прежнему пролегает через Иваново, но восстановлением разрушенных храмов и строительством новых сконструировать русский образ города вряд ли получится. Дело здесь в том, что в городе нет соответствующих артефактов, в обилии имеющихся у наших туристических конкурентов как областного, так и провинциального масштаба. В поисках утраченной русскости Иванову не стоит соперничать даже с Палехом и Плёсом, Шуей и Лухом, Кинешмой и Юрьевцем. Как компенсаторный возможен лишь виртуальный имидж Иванова как города Иванов, конструирование которого никак не привязано к историко-культурным реалиям, и который можно начинать буквально с нуля. Успех большей частью будет зависеть от квалификации социальных конструкторов и от количества денег, выделенных на это дело из городской казны. Насчет денег в ближайшее время обольщаться не приходится. Пока же Иваново воспринимается как город без Иванов (Иван off), русским духом в нём не пахнет.

Писатель Сергей Довлатов как-то заметил, что Ленинград - самый несоветский город. Иваново, несомненно, может рассматриваться как Самый Советский Город, ибо он, во-первых, родина Первого Совета, во-вторых, Красный Манчестер, Город Красных Ткачей, Третья Пролетарская Столица (и четвертой не бывать!).

"Туристам, приезжающим в Иваново, гостеприимные хозяева обязательно покажут Дом Первого Совета - главную достопримечательность города", - гласил путеводитель по "Золотому кольцу" 1981 года издания. Контраст с "главными достопримечательностями" других городов маршрута был разительным, и "третьесортность", "бронзовость" Иванова в "Золотом кольце" становилась очевидной. В 2000 году куратор проектов Ивановского художественного музея Светлана Воловенская предложила современное прочтение уникальных страниц истории Иваново-Вознесенска. В музее прошли выставки "Город-фабрика. Индустриальная утопия" и "Революционные мифы". Были организованы экскурсионные маршруты по местным достопримечательностям, которые, выпав из идеологического контекста, и, будучи включенными в концептуальный музейный контекст, воспринимались просто как объекты сохранившие и донесшие до нас дух времени. Идеологические штампы, подобные пассажу "Величайшей святыней ивановцев стал мемориал на реке Талке. Здесь царские палачи расстреляли собравшихся на митинг пролетариев Иваново-Вознесенска", благодаря помещению в нейтральный музейный контекст вышли на новый уровень восприятия.

Культуролог Борис Гройс назвал Петербург "городом-цитатой". Иваново можно считать городом-иллюстрацией советской истории. Бурная довоенная история сменилась размеренной непримечательной жизнью в послевоенные десятилетия. Точнее приметы были общесоветскими - местного значения. Эксклюзивные архитектурные проекты сменились типовыми. Кинотеатр "Искра" (из которой "возгорится пламя") по недосмотру поставили рядом с пожарно-техническим училищем. В остальном же, "всё, как везде": гостиница "Советская" и ресторан "Россия", кинотеатр "Современник", дома и дворцы культуры, наконец, Дом моды. Типичную "советскость" излучают все ивановские монументы. Они были бы "своими" в любом другом городе СССР. Причем босяки с площади Революции органичнее смотрелись бы в Одессе, для которой первоначально и предназначались. Будучи помещенными в нашу климатическую зону, они выглядят полными маргиналами.

Наша топонимия с 1927 года придает городской ауре особый пафос. Наряду с "обязательными" для советского города улицами Ленина, Октябрьской, Советской и факультативными Маркса, Энгельса или III Интернационала в Иванове есть диковинные улицы, названные партийными кличками революционеров - Арсения (М.В. Фрунзе), Громобоя (Р.М. Семенчикова), Ермака (В.Е. Морозова), Станко (И.Н. Уткина). Удивления достойно то, что прокатившаяся по СССР в годы перестройки волна возвращений исторических названий городам и улицам практически обошла стороной Иваново. С карты города пропало лишь имя А.А. Жданова. А еще раньше одиозная фамилия нашего земляка, автора "Катехизиса революционера" С.Г. Нечаева в названии улицы, на которой он родился, была заменена фамилией первой ивановской марксистки О.А. Варенцовой.

Сегодня можно констатировать, что горожане уже не реагируют на первоначальный (или лучше сказать изначальный) смысл названий улиц и кинотеатров, фабрик и площадей. Революционная, советская символика не работает. В постсоветском информационном пространстве не актуальны смыслы, заложенные в местной топонимии. Лишь глаз и ухо человека со стороны способны оценить, например, названия улицы Боевиков или Конспиративного переулка.

Нынешняя десоветизация городской среды выразилась на символическом уровне в отказе городских властей от слова "Совет" в своём названии и в сокращении наименования Ивановского университета на семь слов. Исчезли надписи "Иваново - родина Первого Совета" с дома на Вокзальной площади и "Музей Первого Совета" с мрачноватого здания на улице, которая всё же остаётся Советской. Советскость в начале XXI века - уходящая натура, превращающаяся с каждым годом в музейный артефакт, вызывающая не почтение и трепет, а чисто эстетический интерес и иронию. По крайней мере, для новых, "несоветских" поколений. Я полагаю, что есть смысл усугубить экстравагантность ивановских названий, завершить тоталитарный проект формирования городской среды.

Площадь Пушкина могла бы стать площадью Горького, а бесхозно лежащая в саду у Центрального дома художников в Москве скульптура пролетарского писателя хорошо бы вписалась в знаковую среду Самого Советского Города. Проспект Текстильщиков можно оставить, хотя проспект Красных Ткачей звучит лучше. Название проспекта Строителей кажется незавершенным - полностью должно звучать так: Строителей Коммунизма. Ведущую на Меланжевый комбинат через Соцгородок улицу Смирнова несомненно нужно переименовать в улицу Первых Пятилеток. Вокзальной площади быть площадью Пролетарской Диктатуры! И непременно восстановить венчавшую не столь давно эту площадь надпись "Иваново - родина Первого Совета" на крыше дома по улице Карла Маркса.

Туристические аттракционы, связанные с советскостью города можно без особого труда изобрести. Например, "Иваново - родина Красной Ёлки". Именно наш земляк П.П. Постышев был автором опубликованной в газете "Правда" в 1935 году заметки "Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!", ставшей началом "реабилитации" в СССР этого праздника, признанного в 1920-е годы буржуазным.

Набросанный мной проект превращения Иванова в Красный Диснейленд, конечно же, несерьёзен и утопичен. Но в каждой шутке есть доля шутки…

Сможет ли Иваново стать российским Манчестером? Отечественные и зарубежные миллиардеры пока не проявляют интерес к футбольному клубу "Текстильщик", а крупные банки не переводят свои штаб-квартиры в наш город. Однако у него есть все шансы стать постсоветской туристской Меккой, уникальным памятником истории ХХ века, а не просто аэропортом Плёса. То, что Красный Иваново-Вознесенск возник не на пустом месте, выгодно отличает его от Комсомольска-на-Амуре - "столицы утопии", как назвал этот город известный эссеист Петр Вайль. "Комсомольск как идеологический монумент вызывает восторженный ужас и трепет", - писал он. Иваново не способно вызвать подобные чувства, в нем нет ничего возвышенного, оно соразмерно человеку.

Иваново не Урюпинск и не Бобруйск, слава которых имеет сугубо имиджевый характер. Иваново - город, который, имея свою богатую и интересную историю, имея множество лиц, не знает, как ими распорядиться, представляя собой город, не ведающий сам о себе, невесть что за город. Замечу, что сказанное - метафора. Идентификацией города занимается не сам город, а люди, как являющиеся его жителями, так и имеющие иную, не ивановскую прописку. Создание сильного информационного поля, акцентированного на выбор моделей городской идентичности, способствовало бы росту гражданского (полисного) самосознания, чувства любви к городу, а при благоприятном стечении обстоятельств и гордости за свой город.

Будучи в прошлом году на научной конференции в Крыму, я узнал от одного из молодых организаторов этого мероприятия, что он не смог найти на карте России нашего города и поинтересовался, где же он находится. Чтобы наш город знали, Иванову (или все же Иваново-Вознесенску?) явно не достает адекватного бренда и активного его продвижения.

 

 

 

Смена вех

 

 

 

Иваново можно считать городом-иллюстрацией советской истории

Контраст с "главными достопримечательностями" других городов маршрута был разительным, и "третьесортность", "бронзовость" Иванова в "Золотом кольце" становилась очевидной
Нынешняя десоветизация городской среды выразилась на символическом уровне в отказе городских властей от слова "Совет" в своём названии и в сокращении наименования Ивановского университета на семь слов
Благодаря песне из вышедшего на экраны в 1981 году фильма "Честный, умный неженатый" в исполнении Андрея Миронова, представление об Иванове как о городе с бесперспективным для девушек на выданье соотношением полов приобрело всесоюзную известность
У города есть все шансы стать постсоветской туристской Меккой
 

 

 

 

Михаил Тимофеев, доктор философских наук

КРАСНОЕ И СЕРОЕ

Города могут быть серыми, зелеными и даже голубыми. И хотя городов совершенно монохромных нет и быть не может, ярлык серого или же достойно-экологичное звание зеленого порой прочно закрепляются за ними. Последним определением принято гордиться, а с первым бороться. Быть серым для города унизительно и оскорбительно. Речь, разумеется, идет не только и не столько о цветовой гамме, господствующей в городской среде, сколько об определении заурядности и никчемности населенного пункта. Однако и серый цвет зданий город мало красит.

Для меня Иваново - город красный и серый. Это относится как к метафорическому его определению, так и к доминирующему окрасу. Это сочетание цветов особенно бросается в глаза в ясные и снежные зимние дни, хотя его не может скрыть и зелено-желтая палитра не зимних сезонов. Для того, чтобы глазу не на чем было отдохнуть от серого цвета, конечно же, нужно углубиться в каменные джунгли провоцирующих мизантропию разновеликих зданий из неоштукатуренного силикатного кирпича или же клонированных панельных пятиэтажек. Впрочем, без особых усилий можно в обилии найти серые дома и в центре Иванова. Обыденные названия некоторых из них говорят сами за себя - "серый универмаг", "серый дом" плюс для англоговорящих "Greyhouse". Серость кинотеатра "Современник", госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны или нового здания ИГХТУ дополняет этот ряд. Филармония и банк на улице Красной Армии того же цвета. Серое соседствует с красным не только в названии этой улицы. Так на Советской бывший музей первого Совета, подавляющий не только своими размерами, но и цветом, контрастирует с домом Первого Совета, а так же другими краснокирпичными зданиями дореволюционной постройки, сохранившимися на этой улице.

Красный кирпич - этот вполне казалось бы обычный строительный материал обладает удивительной индивидуальностью, приобретаемой с годами. Попробуйте найти в кирпичной стене столетней давности два одинаковых по цвету кирпича! Задача эта непосильная. Неслучайно скромная и достойная красота кирпичной кладки тщательно выписана на городских пейзажах "малых голландцев". Однако ивановцам для того, чтобы насладится кирпичной полихромией необязательно ехать в Амстердам или Харлем. Нужно просто повнимательнее присмотреться к своему городу. Дореволюционное архитектурное наследие Иваново-Вознесенска большей частью краснокирпичное. Это фабричные корпуса, больницы, школы, церкви.

Но есть у красного цвета в нашей стране особое значение, связанное с реализацией коммунистического проекта. Предикат "красный" прочно закрепился за определением разного рода пространственных координат - "Красный Север" и "Красный Восток" существовали в отсутствие юго-западных аналогов, "Красная Москва" не имела себе пары в Питере. Число населенных пунктов, название которых связано с красным цветом, исчисляется в России десятками. Чаще всего это именно наследие советских опытов семиотического конструирования пространства. В "Атласе автомобильных дорог СССР" 1991 года издания есть десять Красноармейсков, семь Красногвардейсков. Город Екатеринодар, основанный в 1793 году, с 1920 года зовется Краснодаром. На заре советской власти и наш город из русского Манчестера превратился в красный, став городом красных ткачей. По этой причине Иваново может считаться городом не менее красным, чем Краснодар и более красным, чем Красноярск.

Сценарий реконструкции символической городской среды в Иваново-Вознесенске не отличался от общероссийского. По всей стране слово "красный" использовалось для именования улиц, заводов и фабрик. Так в 1922 году в нашем городе появилась Красная улица, названая так из-за того, что на ней в доме 16 находилась конспиративная квартира боевиков, и улица Красной Армии (до этого Рождественская, а ранее Кабацкая и Варварская), не имевшая никакого отношения к рабоче-крестьянским вооруженным силам. Во время масштабного переименования улиц в 1927 году Духовская улица становится почему-то Красноярской. Еще через пять лет на Рабочем поселке появилась улица Красных Зорь. В 1937 Барашек переименовывают в Красногвардейскую улицу, а в 1940 году на Сортировке появилась последняя "красная" улица - Краснофлотская. Впрочем, были и утраты - улица Бубнова появилась в 1963 году в результате переименования нескольких Краснопрудных улиц.

К "красным" улицам и населенным пунктам можно добавить десятки предприятий по всей стране - это "Красная Роза" (так романтически для краткости официально именовали Московский шелковый комбинат им. Розы Люксембург), "Красный Профинтерн", "Красный богатырь", "Красный выборжец", "Красный Октябрь", "Красный треугольник", "Красный факел" и т.д., и т.п. Наш город в этой сфере покраснел основательно - кроме фабрик "Красная Талка" и "Красная Заря" в двадцатые годы в нем были промысловые артели "Красный игрушечник", "Красный кондитер", "Красный столяр" и "Красный чувячник". Строительные кооперативные товарищества той эпохи именовались не только экологически ("Свет и воздух"), но и идеологически ("Красный химик"). Можно вспомнить и то, что корпуса научной библиотеки, химико-технологического университета и текстильной академии на проспекте Энгельса сооружены в 1930-е годы в стиле "красной дорики".
Серое и красное нередко сочетаются в ивановской архитектуре в виде краснокирпичных вставок в здания из силикатного кирпича или с покрашенной в мышиный цвет штукатуркой - кроме жилых и административных зданий последней четверти прошлого века, это "школа-птица" на Станционной, "дом-подкова" и другие конструктивистские дома, построенные на рубеже 1920-1930-х годов в разных частях города.

Как ивановцам следует бороться с серостью городской? Может ли красное победить серое? Начну издалека. Красные телефонные будки, почтовые ящики и двухэтажные автобусы стали в минувшем столетии для Англии иконами стиля. Произошло это менее, чем за полвека. Впрочем, у всего красного, включая "Красного льва" - самого распространенного в Соединенном королевстве названия паба, нет идеологического значения (война Алой и Белой роз не в счет). В последние годы идеологическая аллергия на красное проходит и в нашей стране. В Питере издается глянцевый "100% Красный журнал", есть там на площади Декабристов и свой паб "Красный лев", пиво "Красный Восток" с удовольствием пьют не только в Казани…

В некогда Красном Манчестере в постсоветские годы явно не дорожили своим символическим капиталом. Из красного в нем остался, пожалуй, лишь кирпич. Не стало даже фирменного поезда "Красная Талка", хотя между двумя другими бывшими "пролетарскими столицами" до сих пор курсирует экспресс "Красная Стрела".

Между тем, красный цвет мог бы стать отнюдь не самым плохим концептом возрождения города. Туристические аттракционы, связанные с красным цветом города можно без особого труда изобрести. Например, можно задрапировать красным ситцем ивановские монументы на Вокзальной площади, на Красной Талке и на площади Революции. Для этого лучше исключить эту художественную акцию из политического контекста. Не случайно современные молодые социалисты отмечают 7 ноября не как годовщину Красного Октября, а как Красный Хэллоуин. Почему бы не устроить в нашем городе красное лето, как в 2005 году художник-авангардист Христо сделал оранжевым февраль в Центральном парке Нью-Йорка, разместив в нем 7500 задрапированных тканью ворот.

Новогодний вариант мог бы быть таким: "Иваново - родина Красной ёлки". Именно наш земляк П.П. Постышев был автором опубликованной в газете "Правда" в 1935 году заметки "Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!", ставшей началом "реабилитации" в СССР этого праздника, признанного в 1920-е годы буржуазным. А красная ёлка на Кокуе если и не прославит Иваново на весь мир, то непременно привлечет внимание не только местных СМИ.

Креативные идеи непременно появятся в избытке. Городская и губернская власть должна решить, каким быть Иванову, как выстраивать его новый (или хорошо забытый старый) бренд. А цвет города может быть использован как вполне самостоятельный и значимый элемент в формировании образа города в сознании, как самих горожан, так и в зарождении интереса к нему извне.

В повести К.С. Льюиса "Расторжение брака" ад представляет собой обычный серый безликий город. Серый город - вполне подходящий вариант для экстремального туризма, но я все же поставил бы на красное.

 

 

Смена вех

 

 
 
Как ивановцам следует бороться с серостью городской? Может ли красное победить серое?
 
Из красного в нем остался, пожалуй, лишь кирпич
Не случайно современные молодые социалисты отмечают 7 ноября не как годовщину Красного Октября, а как Красный Хэллоуин
Новогодний вариант мог бы быть таким: "Иваново - родина Красной ёлки"
 

 

 

 

Михаил Тимофеев, доктор философских наук

СТРАШНО ДАЛЕКИ...

Глядя на ивановские памятники, невольно думаешь, как далеки они от народа. Близость к ним обнаруживается лишь у двух практически несовпадающих между собой категорий горожан - коммунистически ориентированной части населения и молодоженов. Молодые пары любят в начале своего совместного пути по жизни сниматься на фоне поднимающих флаг борцов революции или же мемориала у реки Талки, а коммунисты проводят на площадях Ленина и Революции свои манифестации.

Функция памятников обозначена уже в самом слове - их воздвигают для того, чтобы напоминать о прошлом. Разрушают же для того, чтобы поскорее его забыть. Акты иконоклазма, как еще называют борьбу с монументами, имели место и в нашем городе. В весьма далеком прошлом - в 1918 году - в Рылихе был низвергнут памятник императору Александру II, а в 1959 году с площади Пушкина убрали памятник Сталину. Символическая борьба с прошлым коснулась двух стел с портретом Л.И. Брежнева - возле Меланжевого комбината и у дома-корабля. Еще до перестройки изображение Леонида Ильича на стеле из серого мрамора в центре города заменили на герб СССР, а слова его высказывания первым куплетом нового гимна. Кто же мог подумать в середине восьмидесятых, что эти символы не будут вечными? После 1991 года были демонтированы разве что типовые памятники Ленину, стоявшие в тихих уголках возле учреждений и предприятий и совершенно не раздражавшие глаз в силу своей обыденности и банальности. Иная причина исчезновения была у бюста дважды героини Социалистического труда В.Н. Голубевой перед сквером у областной прокуратуры. Его убрали по ее же просьбе из-за неравнодушия к нему некоторых горожан.

Что же мы имеем в остатке? Следует сказать, что довольно много. По количеству памятников на душу населения Иваново явно опережает многие областные центры. Причем, самому старому из них - памятнику Ленину на одноименной площади - едва минуло полвека. Их иконографические варианты использовались на марках, значках, вымпелах и т.п., причем не только в советском прошлом. Однако на сувенирной открытке "раскладушке", выпущенной в прошлом году, нет ни одного памятника.

Чем же примечательны наши изваяния? Скульптура "Молодым революционеркам текстильного края", пожалуй, самый оригинальный монумент в нашем городе. Как только не злословили ревнители реализма по поводу его странной формы - отсутствию тела и разновекторным направлениям развевающихся волос и шарфа… Но этим то скульптурная композиция и интересна! Она интригует и не оставляет равнодушными. Кроме того, есть у нее, как у визитной карточки, иконы города, в силу расположения на Вокзальной площади еще одно достоинство - она символизирует для приезжающих женскость Иванова, олицетворяет (буквально только лицом) образ города невест.

В номинации "самый скромный памятник" первенство стоит отдать М. Аникушину за скульптурное изображение О.А. Варенцовой (камень на площади Пушкина я исключил из этой номинации, как претендующий на первенство в области минимализма). Самым традиционным, за исключением старейшего в городе памятника Ленину, будет, пожалуй, памятник М.В. Фрунзе, установленный в 1957 году, потерявший не так давно обрамление из благородных елей, но не утративший своей суровой привлекательности. Монумент из красного гранита Ф.А. Афанасьеву ("Отцу") - одному из организаторов стачки 1905 года, ответственному секретарю иваново-вознесенского комитета РСДРП - почти сорок лет стоит на проспекте Фридриха Энгельса. Если бы не очки и опознавательная надпись, он вполне мог бы быть принят за образ соратника Карла Маркса. Монумент соразмерен окружающим его зданиям и следует признать, что место в начале липовой аллеи рядом с Домом политического просвещения было в свое время выбрано очень удачно.

Самым масштабным и фантасмагорическим мемориальным проектом, связанным с событиями 1905 года в нашем городе, является комплекс на реке Талке, неоднократно модернизированный за время своего существования. В своем нынешнем изрядно запущенном виде он напоминает заброшенное капище и особенно во время снегопада или в утреннем летнем тумане производит очень сильное и неизгладимое впечатление.

Самым же несуразным городским монументом несомненно следует признать композицию "Борцам революции". Выполненные скульптором Д. Рябичевым одесские босяки порождают неоправданную жалость к иваново-вознесенским пролетариям, которые вполне могли в начале ХХ века не только заработать себе на обувь, но и не пропить ее в кабаках.

Возвращаясь к своему начальному тезису об отдаленности ивановских монументов от горожан, замечу, что пара со знаменем стоит на невысоком постаменте, что позволяет без особых усилий подняться на него даже детям, что, собственно, они порой и делают. Однако несоразмерность фигур человеку все же не устраняет дистанцию между ними. Впрочем, универсальный способ десакрализации хорошо известен ивановцам. Это фольклорное означивание и профанация высокого и возвышенного. "Народное" название этой композиции "Вставай! Уже одиннадцать…", отсылающее к далекому времени, когда алкоголь продавался не круглосуточно - не что иное, как способ приблизить монумент к человеку, сделать его соразмерным человеку, короче говоря, "очеловечить" памятник, вырвав его из высокого сакрального контекста. Ивановские монументы явно указывают на то, что genius loci (гениями места) нашего города являются революционеры. Но это не совсем так. Они лишь дали вторую жизнь нашему городу, сделали русский Манчестер красным. Капиталистые крестьяне, фабриканты - Бурылины, Гарелины, Грачевы, Дербеневы и другие - вот настоящие "отцы" Иваново-Вознесенска. С тем, что время установления им памятника давно пришло, согласятся, вероятно, и коммунисты.

Позволю себе пофантазировать над тем, каким он может быть. Я бы поставил его на вакантной площадке перед сквером у областной прокуратуры. Почтенные бородатые буржуа должны стоять без какого либо постамента, как бы обсуждающими свои и городские проблемы.
Иваново производит впечатление скучного города. Не в последнюю очередь памятники и монументальные композиции делают его "самым советским городом". Но сохраняя советское наследие, стоит подумать и над новыми памятниками "с человеческим лицом". В последние годы распространенный в Америке и Европе лэнд-арт преодолел границы России и заявил о себе не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, в число которых Иваново еще не попало. В Ульяновске установили памятник букве Ё, в Ижевске - пельменю, в Тамбове - волку, в Екатеринбурге появились следы Человека-невидимки и клавиатура из 86 бетонных блоков-клавиш. Что возможно в Иванове? Памятник Совету? Памятник Невесте? Памятник Ивану?

Ивановское урбанистическое пространство явно уступает многим городам по полноте своего освоения арт-объектами не только в части художественных новаций, но и в вполне традиционных формах. Так старые паровозы как мемориальные объекты стоят в нашей стране практически на каждой крупной железнодорожной станции, а в Муроме выставлен даже такой раритет как бронепоезд "Илья Муромец". Почему бы не переместить в город один из паровозов, стоящих у станции Ермолино, установив его у здания старого иваново-вознесенского вокзала? Впрочем, альтернативой старинным локомотивам в нашем городе служат самолеты, экспонируемые на Северном аэродроме. А два десятилетия назад у берега Уводи напротив современного Шереметев-отеля стоял пассажирский авиалайнер, не являвшийся, правда, памятником, а выполнявший вполне утилитарную функцию детского кинотеатра. Думаю, что не только мне его сейчас не хватает.

Довольно давно, гуляя с друзьями по вечернему Лондону, я обнаружил посередине пешеходной Нью Бонд стрит деревянную скамейку с сидящими по ее краям бронзовыми фигурами. Вблизи скульптуры с потертостями на коленях были идентифицированы как Франклин Делано Рузвельт и сэр Уинстон Черчилль. Место отсутствующего Иосифа Сталина между ними мог занять каждый желающий. Глядя на свою фотографию с лидерами США и Великобритании работы Лоуренса Холофнера, я подумал, что на аналогичной скамье в Иванове могли бы сидеть наши земляки, известные стране и миру как Петька и Анка-пулеметчица. Пустое место между ними вместо комиссара из Середы или начдива из Чебоксар по праву мог бы занять не только любой поклонник творчества писателей Фурманова и Пелевина, режиссеров Васильевых, но и все знакомые с анекдотическим эпосом. Как неизбежное дополнение к композиции подразумевается загримированный Чапаевым милиционер, охраняющий это произведение лэнд-арта, если его отольют из цветного металла.
Ивановские власти и предприниматели явно еще не решили как можно эффективно использовать имеющееся монументальное наследие. Оригинальные и дорогостоящие новые проекты возможны лишь при активном участии энтузиастов из художественного и бизнес сообщества. А Иваново только выиграет от того, что станет городом, в котором хочется побывать и куда хочется вернуться.

 

 

Смена вех

 

 
 
Капиталистые крестьяне, фабриканты - Бурылины, Гарелины, Грачевы, Дербеневы и другие - вот настоящие "отцы" Иваново-Вознесенска.
 
Иваново-вознесенские пролетарии вполне могли в начале ХХ века не только заработать себе на обувь, но и не пропить ее в кабаках.
Сохраняя советское наследие, стоит подумать и над новыми памятниками "с человеческим лицом".
 

 

Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города

 

 

Информационное письмо

 

ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»,

ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»,

Университет Тампере (Финляндия)

проводят

международный научный семинар

Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города

(Иваново; 13-14 мая 2011 года)

 

Интерес к процессам, происходящим в городской среде, в последние годы проявляют специалисты разных областей знания. Выбрав для обсуждения проблему эволюции промышленного города, мы отталкивались от образа Манчестера, как проекта моноиндустриального (текстильного) города, реализованного в разных странах (польский Лодзь, финский Тампере, немецкий Хемниц и российский Иваново-Вознесенск). Столкнувшись с проблемами деиндустриализации, власть и общественность в этих городах были вынуждены искать выход из кризиса. Пути решения городских проблем актуальны в России не только для города Иваново, и анализ урбанистических процессов в индустриальных центрах будет иметь большое значение для осуществления социо-культурных и социально-экономических проектов в разных городах России.

На семинаре предполагается обсудить следующие вопросы:

•  «Манчестер» как символ и бренд

•  Город-фабрика и пролетарская культура

•  Индустриальный город как объект искусства

•  Индустриальный ландшафт в постиндустриальном контексте

•  Индустриализация как коммунистический проект

•  Эксплуатация индустриального ландшафта

 

К участию в семинаре приглашаются специалисты в области урбанистики, истории, краеведения, культурологии, социологии, философии, семиотики, литературоведения, искусствоведения, политологии, музееведения.

Рабочие языки семинара – русский и английский. Количество участников – 30 человек. Заявки на участие в семинаре принимаются до 31 декабря 2010 г. по электронному адресу timofeev.01@gmail.com . Пожалуйста, включите в заявку тезисы доклада (1 страница) и персональную информацию (Фамилия, имя, отчество; место работы, должность, ученая степень; телефон, е-mail). По результатам работы семинара планируется издание сборника статей.

От имени Оргкомитета,

Михаил Юрьевич Тимофеев

д. филос. н., профессор кафедры философии Ивановского государственного университета

153025 Россия, Иваново, Ермака, 37

Факс: 4932-326600

E - mail: timofeev.01@gmail.com

http://timland.narod.ru/

© MIKHAIL TIMOFEEV 2006 - 2011

Hosted by uCoz